close

Кликните на ваш файл

#

РОССИЙСКИЙ ФОНД

ИЗУЧЕНИЯ НАСЛЕДИЯ ХАЗРАТ ИНАЙЯТ ХАНА

#

Су­фий­ское Пос­ла­ние — это Пос­ла­ние Единс­тва, Ду­хов­ной Сво­боды, Люб­ви, Гар­мо­нии и Кра­соты, пред­назна­чен­ное все­му че­лове­чес­тву. Его целью яв­ля­ет­ся не нап­ра­вить ищу­щих на но­вый путь, но про­будить их к сле­дова­нию пу­тём, пред­назна­чен­ным им.

Ис­ти­на еди­на, ина­че быть не мо­жет. Сле­дова­тель­но, Су­фий на­ходит свет и лю­бовь Бо­жес­твен­но­го Во­дитель­ства, скры­тые во всех име­нах и фор­мах.

Хаз­рат Инай­ят Хан

О Су­фий­ском Пос­ла­нии Сво­боды ду­ха

Мы жи­вем в ус­ло­ви­ях обоз­на­чив­ше­гося пла­нетар­но­го эко­логи­чес­ко­го кри­зиса. Это про­яв­ля­ет­ся в гло­баль­ном заг­рязне­ния сре­ды, об­ра­зова­нии озо­новых дыр, пар­ни­ковом эф­фекте, следс­тви­ем че­го яв­ля­ет­ся рез­кое по­теп­ле­ние кли­мата на пла­нете. Обоз­на­чив­ший­ся эко­логи­чес­кий кри­зис не де­лит пла­нету на го­сударс­тва, с их гра­ница­ми, или по на­ци­ям, или по ре­лиги­оз­ной при­над­лежнос­ти, он, в рав­ной сте­пени, ка­са­ет­ся всех. И, оче­вид­но, что эко­логи­чес­кие проб­ле­мы, воз­можно ре­шать лишь сов­мес­тно, объ­еди­нив­шись все­му че­лове­чес­тву и пос­та­вив еди­ные це­ли.

Эко­логи го­ворят, что эко­логи­чес­кий кри­зис явил­ся следс­тви­ем эко­логи­чес­ко­го кри­зиса про­изо­шед­ше­го в ду­ше че­лове­ка, где про­изош­ла пе­ре­оцен­ка цен­ностей в сто­рону ма­тери­аль­но­го от об­ще­чело­вечес­ких, ду­хов­ных цен­ностей.

В 20 ве­ке та­кие лич­ности как ака­демик Вер­над­ский, Тей­яр де Шар­ден, Аль­берт Швей­цер, Ма­хат­ма Ган­ди, мать Те­реза го­вори­ли о гря­дущих пос­ледс­тви­ях это­го кри­зиса и яв­ля­ли сво­ей жизнью об­разцы дос­той­ной, че­лове­чес­кой жиз­ни. Од­ним из та­ких под­вижни­ков, внес­ший свой вклад в 20 ве­ке в де­ло гар­мо­низа­ции все­го че­лове­чес­тва, был Хаз­рат Инай­ят Хан.

На вос­то­ке го­ворят, что муд­рец пред­ви­дит то, что про­изой­дет че­рез 3 дня, в то вре­мя ког­да обыч­ный че­ловек жи­вет и ре­ша­ет за­дачи те­куще­го дня. Од­ним из та­ких муд­ре­цов был Хаз­рат Инай­ят Хан.

Инай­ят Хан ро­дил­ся в го­роде Ба­рода ин­дий­ской про­вин­ции Гуд­жа­рат 5 и­юля 1882 го­да. Его дед, Ма­ула Бакш, был из­вес­тным ин­дий­ским му­зыкан­том, он изоб­рел нот­ную сис­те­му для ин­дий­ской клас­си­чес­кой му­зыки и ос­но­вал в го­роде Ба­рода, су­щес­тву­ющую и по­ныне, му­зыкаль­ную Ака­демию, в ко­торой обу­чали ин­дий­ской клас­си­чес­кой му­зыке. Отец Инай­ята так­же был му­зыкан­том, и маль­чик с ран­не­го детс­тва рос в ат­мосфе­ре му­зыки, ко­торая ста­ла его жизнью. Но, по­мимо му­зыки, Инай­ят обу­чал­ся и по­эзии. В де­вять лет, при дво­ре ма­гарад­жи Га­эк­ва­ра Ба­род­ско­го, Инай­ят по­луча­ет свою пер­вую наг­ра­ду за ис­полне­ние ре­лиги­оз­ных гим­нов. К его во­сем­надца­тиле­тию, к не­му, как к му­зыкан­ту, при­ходит го­ловок­ру­житель­ная сла­ва. При дво­ре Ни­зама Хай­да­рабад­ско­го, он удос­та­ива­ет­ся ти­тула «Но­вый Тан­сен», по име­ни ве­лико­го пев­ца, жив­ше­го нес­коль­ко ве­ков на­зад в Ин­дии. В 28 лет Инай­ят Хан про­фес­сор в Ба­род­ской му­зыкаль­ной Ака­демии. Он очень утон­ченный му­зыкант и пе­вец, к то­му же со­чиня­ющий прек­расные тек­сты к сво­ей му­зыке.

Хаз­рат Инай­ят Хан, вос­хи­щал­ся сов­ре­мен­ной ци­вили­заци­ей, при­шед­шей с За­пада, и, вмес­те с тем, очень яс­но чувс­тво­вал опас­ности для тех ду­хов­ных цен­ностей, ко­торые ста­рые вос­точные тра­диции, в час­тнос­ти Ин­дий­ская тра­диция, все еще не­сет с со­бой. Осо­бен­но то, что За­пад­ная куль­ту­ра мо­жет ус­тра­нить ду­хов­ное из­ме­рение из че­лове­чес­кой жиз­ни, и, по­это­му, нес­мотря на все те но­вые воз­можнос­ти, ко­торые она соз­да­ла, все же мо­жет раз­ру­шить или под­вер­гнуть опас­ности что-то в че­лове­чес­кой ду­ше. Пред­ви­дя это, он и на­мере­вал­ся воз­ро­дить ду­хов­ность. Мож­но ска­зать, до­бавить из­ме­рение ду­ши к жиз­ни сов­ре­мен­но­го че­лове­ка. По­мимо это­го, Хаз­рат Инай­ят Хан, яс­но соз­на­вая пре­иму­щес­тва тех­ни­чес­ко­го прог­ресса и за­пад­но­го об­ра­за жиз­ни, ко­торое на­чина­ло до­мини­ровать в ми­ре, ви­дел так­же и вто­рую опас­ность — это опас­ность на­ци­ональ­ной, ре­лиги­оз­ной роз­ни и край­не­го ин­ди­виду­ализ­ма. Так про­изош­ло в Ин­дии, где 5000 лет мир­но со­сущес­тво­вали лю­ди, при­над­ле­жащие к раз­личным ре­лиги­оз­ным кон­фесси­ям, а сей­час Ин­дия ока­залась раз­ре­зан­ной на го­сударс­тва по ве­ро­ис­по­веда­нию: Ин­дия — с од­ной сто­роны, Па­кис­тан и Бан­гла­деш — с дру­гой. Он ви­дел за­рож­де­ние этих опас­ных пред­по­сылок уже в то вре­мя. И по­тому, это до­бав­ля­ло еще боль­ше нас­той­чи­вос­ти к его по­ис­кам ду­хов­но­го из­ме­рения, в ко­тором мож­но бы­ло бы пе­рес­ту­пить че­рез все эти раз­ли­чия и раз­гра­ниче­ния че­лове­чес­кой куль­ту­ры, в ко­тором они бы­ли бы боль­ше не­умес­тны.

О му­зыке как средс­тве пе­реда­чи "Му­зыка есть единс­твен­ное средс­тво вы­раже­ния Ис­ти­ны,
по­тому что сло­ва – это ог­ра­ниче­ние му­зыки."
Хаз­рат Инай­ят Хан
Инай­ят Хан счи­тал, что все фор­мы пе­реда­чи Пос­ла­ния бу­дут нак­ла­дывать свой ин­ди­виду­аль­ный от­пе­чаток, и лишь му­зыка нап­ря­мую, ми­нуя вер­баль­ный уро­вень, об­ра­ща­ет­ся не­пос­редс­твен­но к глу­бинам на­шей пси­хики.

Инай­ят Хан го­ворил: «Му­зыка сто­ит пе­ред ду­шой, не соз­да­вая ни­како­го от­пе­чат­ка, ни­какой фор­мы, при­ходя­щей из это­го внеш­не­го ми­ра, та­ким об­ра­зом под­го­тав­ли­вая ду­шу к осоз­на­нию бес­ко­неч­ности». Итак, Инай­ят Хан чувс­тво­вал, что му­зыка, — это уни­вер­саль­ный спо­соб эс­те­тичес­ко­го приб­ли­жения к ду­хов­но­му вос­при­ятию жиз­ни. Это бы­ло его убеж­де­ни­ем, и во имя это­го убеж­де­ния он и его братья в 1910 го­ду по­кида­ют Ин­дию и от­прав­ля­ют­ся в пу­тешес­твие по За­пад­но­му ми­ру.

По­том он об­на­ружил, что в дей­стви­тель­нос­ти этот эс­те­тичес­кий ме­тод пе­реда­чи Пос­ла­ния че­рез му­зыку, в ко­тором он был уве­рен, в Ев­ро­пе и Аме­рике не про­из­вел ожи­да­емо­го ре­зуль­та­та. Чис­то ар­тисти­чес­ки, его му­зыка по­лучи­ла са­мое боль­шое приз­на­ние во Фран­ции, а ан­гли­чане и аме­рикан­цы вос­хи­щались ин­дий­ской му­зыкой за ее ди­ковин­ность, но, не нас­толь­ко силь­но, что­бы де­лать что-то для ду­хов­но­го ос­во­бож­де­ния.

И, лишь в Рос­сии, ку­да Инай­ят Хан при­ез­жа­ет в 1913 го­ду, обоз­на­чилось по­нима­ние его му­зыки. Здесь он близ­ко схо­дит­ся с ком­по­зито­ром Скря­биным, го­товит к пос­та­нов­ке ба­лет «Ша­кун­та­ла». Объ­яс­няя при­чину это­го по­нима­ния, он го­ворил: «У рус­ских за­пад­ный ум, но вос­точная ду­ша», но, на­чав­ша­яся пер­вая ми­ровая вой­на, при­нуди­ла его по­кинуть Рос­сию.

Ког­да Хаз­рат Инай­ят Хан убе­дил­ся, что этот пер­вый, эс­те­тичес­кий под­ход к ду­хов­ности ока­зал­ся не нас­толь­ко уни­вер­саль­ным, что­бы ра­ботать в Ев­ро­пе во вре­мя Пер­вой Ми­ровой Вой­ны, ему приш­лось сни­зить ту воз­можность вос­при­ятия, ко­торая об­ре­та­ет­ся в кра­соте, в ду­хе кра­соты, сни­зить му­зыку до уров­ня слов и сос­ре­дото­чить­ся пол­ностью на лек­ци­ях и объ­яс­не­ни­ях то­го, о чем эта му­зыка, как му­зыка свя­зана с ду­хов­ной жизнью, как кра­сота скло­ня­ет к со­зер­ца­нию, при­водя­щему че­лове­ка к мис­ти­чес­кой ре­али­зации. И эти объ­яс­не­ния выз­ва­ли в то вре­мя го­раз­до боль­ший ин­те­рес, чем са­ма му­зыка. Итак, фак­ти­чес­ки, это не его му­зыка, как он пер­во­началь­но на­де­ял­ся, а его объ­яс­не­ния му­зыки и це­лая фи­лосо­фия мис­ти­циз­ма, ко­торую он, та­ким об­ра­зом, раз­вил, выз­ва­ли ос­новной ин­те­рес его пос­ле­дова­телей на За­паде. И, та­ким об­ра­зом, по­яв­ля­ют­ся 14 то­мов его Лек­ций. Де­вять из них пе­реве­дены и из­да­ны в Рос­сии, ос­таль­ные то­ма го­товят­ся к из­да­нию.

О Пос­ла­нии и что объ­еди­ня­ет
Свое Пос­ла­ние, Пос­ла­ние муд­рой Ин­дии, Пос­ла­ние, ко­торое он и его братья нес­ли всем лю­дям За­пада, Инай­ят Хан на­зыва­ет «Су­фий­ским Пос­ла­ни­ем Сво­боды Ду­ха» или Пос­ла­ни­ем Люб­ви, Гар­мо­нии и Кра­соты, в ос­но­ве ко­торо­го со­дер­жать­ся два кра­еуголь­ных кам­ня: Единс­тво ре­лиги­оз­ных иде­алов и Сво­бода ду­ха.

Что со­дер­жа­ли в се­бе эти по­нятия:
Единс­тво ре­лиги­оз­ных иде­алов ни в ко­ем слу­чае не оз­на­ча­ет ис­кусс­твен­но­го объ­еди­нения или сме­шение всех ре­лигий в од­ну. Это оз­на­ча­ет ува­житель­ное от­но­шение ко всем ре­лиги­ям на уров­не иде­алов, по­тому, что все ре­лигии име­ют вы­сокие иде­алы, но, че­рез ве­ка, и вследс­твие не­пони­мания, ме­хани­чес­ко­го тол­ко­вания че­лове­чес­ко­го опы­та, эти вы­сокие иде­алы, за­час­тую, ста­ли ог­ра­ниче­ны сло­вами, дог­ма­ми.
Как вер­но от­ме­ча­ет Кен У­ил­бер, с хо­дом вре­мени мис­ти­чес­кая сущ­ность ре­лигии склон­на пок­ры­вать­ся объ­яс­не­ни­ями и уточ­не­ни­ями, выд­ви­га­емы­ми ра­ци­ональ­но мыс­ля­щими пос­ле­дова­теля­ми. Тог­да, она ста­новит­ся твер­дой, как дог­ма. Это от­ве­ча­ет стрем­ле­нию пос­ле­дова­телей к оп­ре­делен­ности, но ог­ра­ничи­ва­ет вдох­но­вение и прев­ра­ща­ет­ся в за­весу над ис­ти­ной.

Вмес­те с тем, там, где нет сво­боды, там нет и ду­хов­ности, нес­во­бод­ный че­ловек не мо­жет быть ду­хов­ным. Но, сво­бода под­ра­зуме­ва­ет не все­доз­во­лен­ность, а сво­боду от догм: се­мей­ных, на­ци­ональ­ных, ра­совых, ре­лиги­оз­ных.

И суть при­несен­но­го им Пос­ла­ния со­дер­жится в прек­расных сло­вах на­писан­ной им мо­лит­ве «Кха­тум»:
«..Нис­пошли на нас Твою ве­ликую Бла­годать:
на­учи нас Тво­ему лю­бяще­му Всеп­ро­щению,
воз­высь нас над раз­ли­чи­ями и ог­ра­ниче­ни­ями, что раз­де­ля­ют лю­дей.
Нис­пошли нам Мир, Тво­его Бо­жес­твен­но­го Ду­ха
и объ­еди­ни нас всех в Тво­ем Со­вер­шенном Бы­тии.»

Имен­но это­го по­нима­ния, всеп­ро­щения и объ­еди­нения всех лю­дей так не хва­та­ет нам всем в сов­ре­мен­ной жиз­ни. Вмес­те с тем, Су­фий­ское Пос­ла­ние Сво­боды Ду­ха бы­ло Пос­ла­ни­ем рав­но­весия, рав­но­весие меж­ду внут­ренней жизнью и обя­зан­ностя­ми на­шей внеш­ней жиз­ни, рав­но­весие меж­ду рас­судком и сер­дцем, меж­ду си­лой и муд­ростью, меж­ду ак­тивностью и от­ды­хом. Инай­ят Хан счи­тал, что толь­ко ду­хов­ность мо­жет по­мочь че­лове­ку в сов­ре­мен­ных ус­ло­ви­ях дос­той­но прой­ти свой жиз­ненный Путь. Он дал прек­расное оп­ре­деле­ние: «Ду­хов­ность оз­на­ча­ет твер­до сто­ять но­гами на зем­ле, в то вре­мя, ког­да сер­дце объ­ято лю­бовью, а дух ус­трем­лен в не­беса».

Та­ким об­ра­зом, Пир-о-Мур­шид Инай­ят Хан ис­кал раз­ви­тия все­об­щей ду­хов­ности вне кон­фесси­ональ­ных при­над­лежнос­тей, ис­кал то­го уров­ня ду­хов­ной ре­али­зации, на ко­тором все мог­ли бы объ­еди­нить­ся не­зави­симо от раз­ли­чий внеш­ней че­лове­чес­кой жиз­ни. И, по­это­му, целью Хаз­рат Инай­ят Ха­на ста­ло сде­лать мис­ти­цизм, или ду­хов­ное осоз­на­ние жиз­ни, дос­тупным сов­ре­мен­но­му уму. И это он счи­тал глав­ным объ­еди­ня­ющим фак­то­ром, спо­собс­тву­ющим на уров­не по­нима­ния объ­еди­нению лю­дей. А са­мый уни­вер­саль­ный спо­соб приб­ли­жения к ду­хов­но­му осоз­на­нию жиз­ни, для сов­ре­мен­но­го че­лове­ка ле­жит, преж­де все­го, че­рез кра­соту, че­рез вос­при­ятие прек­расно­го.

Инай­ят Хан во­шёл в этот мир, прис­лу­шивал­ся к это­му ми­ру, и Су­фий­ское Пос­ла­ние Сво­боды Ду­ха ста­ло его от­ве­том на нуж­ды ми­ра. Оно объ­яс­ня­ет веч­ную ис­ти­ну прос­то и глу­боко.

Хаз­рат Инай­ят Хан пи­сал:
«В нас­то­ящее вре­мя целью Су­фий­ско­го Пос­ла­ния Сво­боды Ду­ха яв­ля­ет­ся луч­шее по­нима­ние меж­ду ин­ди­виду­ума­ми, на­ци­ями, и ра­сами; и по­мощь тем, кто на­ходит­ся в по­ис­ке Ис­ти­ны. Цен­траль­ная те­ма — это воз­рожде­ние осоз­на­ния бо­жес­твен­ности че­лове­чес­кой ду­ши; и имен­но для это­го свер­ше­ния да­но Су­фий­ское Пос­ла­ние». Это пос­ла­ние Люб­ви, Гар­мо­нии и Кра­соты. Это Бо­жес­твен­ное Пос­ла­ние. Это пос­ла­ние вре­мени; и пос­ла­ние вре­мени есть от­вет на при­зыв каж­дой ду­ши.

В на­чале 20-х гг. двад­ца­того ве­ка, пок­лонни­ки его та­лан­та, раз­де­ля­ющие его фи­лософ­ские убеж­де­ния, ор­га­низу­ют Меж­ду­народ­ное Су­фий­ское Дви­жени­яе. По­чему Дви­жение? Дог­ма, го­ворил Инай­ят Хан, — ут­вер­жда­ет ве­щи в не­под­вижнос­ти. Ре­лиги­оз­ный иде­ал — это дви­жение, то, что ве­дет в гар­мо­нии с те­ми ус­ло­ви­ями, в ко­торых вы жи­вете. Вмес­те с тем, как не­од­нократ­но под­черки­вал Хаз­рат Инай­ят Хан: «Су­фий­ское Дви­жение это не но­вое дви­жение, это не но­вая ре­лигия. Это очень скром­ная по­пыт­ка по­мочь лю­дям по­нять их собс­твен­ную ре­лигию луч­ше».

Целью Су­фий­ско­го Дви­жения яв­ля­ет­ся ра­бота, нап­равлен­ная на ви­дение еди­нение ре­лиги­оз­ных иде­алов, на про­буж­де­ние ка­честв сер­дца, и это Пос­ла­ние мо­жет спо­собс­тво­вать по­нима­нию и объ­еди­нению меж­ду ми­рами За­пада и Вос­то­ка. Мож­но ска­зать, что в ос­но­вание по­ложен прин­цип: «Все лю­ди — братья, весь мир — моя Ро­дина, Ис­ти­на — моя Ве­ра ».

Наверх к списку разделов