Кликните на ваш файл
Суфийское Послание — это Послание Единства, Духовной Свободы, Любви, Гармонии и Красоты, предназначенное всему человечеству. Его целью является не направить ищущих на новый путь, но пробудить их к следованию путём, предназначенным им.
Истина едина, иначе быть не может. Следовательно, Суфий находит свет и любовь Божественного Водительства, скрытые во всех именах и формах.
Хазрат Инайят Хан
О Суфийском Послании Свободы духа
Мы живем в условиях обозначившегося планетарного экологического кризиса. Это проявляется в глобальном загрязнения среды, образовании озоновых дыр, парниковом эффекте, следствием чего является резкое потепление климата на планете. Обозначившийся экологический кризис не делит планету на государства, с их границами, или по нациям, или по религиозной принадлежности, он, в равной степени, касается всех. И, очевидно, что экологические проблемы, возможно решать лишь совместно, объединившись всему человечеству и поставив единые цели.
Экологи говорят, что экологический кризис явился следствием экологического кризиса произошедшего в душе человека, где произошла переоценка ценностей в сторону материального от общечеловеческих, духовных ценностей.
В 20 веке такие личности как академик Вернадский, Тейяр де Шарден, Альберт Швейцер, Махатма Ганди, мать Тереза говорили о грядущих последствиях этого кризиса и являли своей жизнью образцы достойной, человеческой жизни. Одним из таких подвижников, внесший свой вклад в 20 веке в дело гармонизации всего человечества, был Хазрат Инайят Хан.
На востоке говорят, что мудрец предвидит то, что произойдет через 3 дня, в то время когда обычный человек живет и решает задачи текущего дня. Одним из таких мудрецов был Хазрат Инайят Хан.
Инайят Хан родился в городе Барода индийской провинции Гуджарат 5 июля 1882 года. Его дед, Маула Бакш, был известным индийским музыкантом, он изобрел нотную систему для индийской классической музыки и основал в городе Барода, существующую и поныне, музыкальную Академию, в которой обучали индийской классической музыке. Отец Инайята также был музыкантом, и мальчик с раннего детства рос в атмосфере музыки, которая стала его жизнью. Но, помимо музыки, Инайят обучался и поэзии. В девять лет, при дворе магараджи Гаэквара Бародского, Инайят получает свою первую награду за исполнение религиозных гимнов. К его восемнадцатилетию, к нему, как к музыканту, приходит головокружительная слава. При дворе Низама Хайдарабадского, он удостаивается титула «Новый Тансен», по имени великого певца, жившего несколько веков назад в Индии. В 28 лет Инайят Хан профессор в Бародской музыкальной Академии. Он очень утонченный музыкант и певец, к тому же сочиняющий прекрасные тексты к своей музыке.
Хазрат Инайят Хан, восхищался современной цивилизацией, пришедшей с Запада, и, вместе с тем, очень ясно чувствовал опасности для тех духовных ценностей, которые старые восточные традиции, в частности Индийская традиция, все еще несет с собой. Особенно то, что Западная культура может устранить духовное измерение из человеческой жизни, и, поэтому, несмотря на все те новые возможности, которые она создала, все же может разрушить или подвергнуть опасности что-то в человеческой душе. Предвидя это, он и намеревался возродить духовность. Можно сказать, добавить измерение души к жизни современного человека. Помимо этого, Хазрат Инайят Хан, ясно сознавая преимущества технического прогресса и западного образа жизни, которое начинало доминировать в мире, видел также и вторую опасность — это опасность национальной, религиозной розни и крайнего индивидуализма. Так произошло в Индии, где 5000 лет мирно сосуществовали люди, принадлежащие к различным религиозным конфессиям, а сейчас Индия оказалась разрезанной на государства по вероисповеданию: Индия — с одной стороны, Пакистан и Бангладеш — с другой. Он видел зарождение этих опасных предпосылок уже в то время. И потому, это добавляло еще больше настойчивости к его поискам духовного измерения, в котором можно было бы переступить через все эти различия и разграничения человеческой культуры, в котором они были бы больше неуместны.
О музыке как средстве передачи "Музыка есть единственное средство выражения Истины,
потому что слова – это ограничение музыки."
Хазрат Инайят Хан
Инайят Хан считал, что все формы передачи Послания будут накладывать свой индивидуальный отпечаток, и лишь музыка напрямую, минуя вербальный уровень, обращается непосредственно к глубинам нашей психики.
Инайят Хан говорил: «Музыка стоит перед душой, не создавая никакого отпечатка, никакой формы, приходящей из этого внешнего мира, таким образом подготавливая душу к осознанию бесконечности». Итак, Инайят Хан чувствовал, что музыка, — это универсальный способ эстетического приближения к духовному восприятию жизни. Это было его убеждением, и во имя этого убеждения он и его братья в 1910 году покидают Индию и отправляются в путешествие по Западному миру.
Потом он обнаружил, что в действительности этот эстетический метод передачи Послания через музыку, в котором он был уверен, в Европе и Америке не произвел ожидаемого результата. Чисто артистически, его музыка получила самое большое признание во Франции, а англичане и американцы восхищались индийской музыкой за ее диковинность, но, не настолько сильно, чтобы делать что-то для духовного освобождения.
И, лишь в России, куда Инайят Хан приезжает в 1913 году, обозначилось понимание его музыки. Здесь он близко сходится с композитором Скрябиным, готовит к постановке балет «Шакунтала». Объясняя причину этого понимания, он говорил: «У русских западный ум, но восточная душа», но, начавшаяся первая мировая война, принудила его покинуть Россию.
Когда Хазрат Инайят Хан убедился, что этот первый, эстетический подход к духовности оказался не настолько универсальным, чтобы работать в Европе во время Первой Мировой Войны, ему пришлось снизить ту возможность восприятия, которая обретается в красоте, в духе красоты, снизить музыку до уровня слов и сосредоточиться полностью на лекциях и объяснениях того, о чем эта музыка, как музыка связана с духовной жизнью, как красота склоняет к созерцанию, приводящему человека к мистической реализации. И эти объяснения вызвали в то время гораздо больший интерес, чем сама музыка. Итак, фактически, это не его музыка, как он первоначально надеялся, а его объяснения музыки и целая философия мистицизма, которую он, таким образом, развил, вызвали основной интерес его последователей на Западе. И, таким образом, появляются 14 томов его Лекций. Девять из них переведены и изданы в России, остальные тома готовятся к изданию.
О Послании и что объединяет
Свое Послание, Послание мудрой Индии, Послание, которое он и его братья несли всем людям Запада, Инайят Хан называет «Суфийским Посланием Свободы Духа» или Посланием Любви, Гармонии и Красоты, в основе которого содержаться два краеугольных камня: Единство религиозных идеалов и Свобода духа.
Что содержали в себе эти понятия:
Единство религиозных идеалов ни в коем случае не означает искусственного объединения или смешение всех религий в одну. Это означает уважительное отношение ко всем религиям на уровне идеалов, потому, что все религии имеют высокие идеалы, но, через века, и вследствие непонимания, механического толкования человеческого опыта, эти высокие идеалы, зачастую, стали ограничены словами, догмами.
Как верно отмечает Кен Уилбер, с ходом времени мистическая сущность религии склонна покрываться объяснениями и уточнениями, выдвигаемыми рационально мыслящими последователями. Тогда, она становится твердой, как догма. Это отвечает стремлению последователей к определенности, но ограничивает вдохновение и превращается в завесу над истиной.
Вместе с тем, там, где нет свободы, там нет и духовности, несвободный человек не может быть духовным. Но, свобода подразумевает не вседозволенность, а свободу от догм: семейных, национальных, расовых, религиозных.
И суть принесенного им Послания содержится в прекрасных словах написанной им молитве «Кхатум»:
«..Ниспошли на нас Твою великую Благодать:
научи нас Твоему любящему Всепрощению,
возвысь нас над различиями и ограничениями, что разделяют людей.
Ниспошли нам Мир, Твоего Божественного Духа
и объедини нас всех в Твоем Совершенном Бытии.»
Именно этого понимания, всепрощения и объединения всех людей так не хватает нам всем в современной жизни. Вместе с тем, Суфийское Послание Свободы Духа было Посланием равновесия, равновесие между внутренней жизнью и обязанностями нашей внешней жизни, равновесие между рассудком и сердцем, между силой и мудростью, между активностью и отдыхом. Инайят Хан считал, что только духовность может помочь человеку в современных условиях достойно пройти свой жизненный Путь. Он дал прекрасное определение: «Духовность означает твердо стоять ногами на земле, в то время, когда сердце объято любовью, а дух устремлен в небеса».
Таким образом, Пир-о-Муршид Инайят Хан искал развития всеобщей духовности вне конфессиональных принадлежностей, искал того уровня духовной реализации, на котором все могли бы объединиться независимо от различий внешней человеческой жизни. И, поэтому, целью Хазрат Инайят Хана стало сделать мистицизм, или духовное осознание жизни, доступным современному уму. И это он считал главным объединяющим фактором, способствующим на уровне понимания объединению людей. А самый универсальный способ приближения к духовному осознанию жизни, для современного человека лежит, прежде всего, через красоту, через восприятие прекрасного.
Инайят Хан вошёл в этот мир, прислушивался к этому миру, и Суфийское Послание Свободы Духа стало его ответом на нужды мира. Оно объясняет вечную истину просто и глубоко.
Хазрат Инайят Хан писал:
«В настоящее время целью Суфийского Послания Свободы Духа является лучшее понимание между индивидуумами, нациями, и расами; и помощь тем, кто находится в поиске Истины. Центральная тема — это возрождение осознания божественности человеческой души; и именно для этого свершения дано Суфийское Послание». Это послание Любви, Гармонии и Красоты. Это Божественное Послание. Это послание времени; и послание времени есть ответ на призыв каждой души.
В начале 20-х гг. двадцатого века, поклонники его таланта, разделяющие его философские убеждения, организуют Международное Суфийское Движенияе. Почему Движение? Догма, говорил Инайят Хан, — утверждает вещи в неподвижности. Религиозный идеал — это движение, то, что ведет в гармонии с теми условиями, в которых вы живете. Вместе с тем, как неоднократно подчеркивал Хазрат Инайят Хан: «Суфийское Движение это не новое движение, это не новая религия. Это очень скромная попытка помочь людям понять их собственную религию лучше».
Целью Суфийского Движения является работа, направленная на видение единение религиозных идеалов, на пробуждение качеств сердца, и это Послание может способствовать пониманию и объединению между мирами Запада и Востока. Можно сказать, что в основание положен принцип: «Все люди — братья, весь мир — моя Родина, Истина — моя Вера ».