#

РОССИЙСКИЙ ФОНД

ИЗУЧЕНИЯ НАСЛЕДИЯ ХАЗРАТ ИНАЙЯТ ХАНА

#

Чаша Саки

Формы поклонения в различных религиях непременно различны. Они зависят от того, к чему человек привык, что близко его натуре. Невозможно создать общее правило и сказать, вот эта форма правильная, а вот эта - нет. Один человек, возможно, будет испытывать больший восторг от формы поклонения, в которой присутствуют элементы искусства. Оно будет стимулировать его эмоциональную натуру. Музыка, изображения, ароматы, цвета и свет, все это оказывает воздействие на такого человека. Другой же сможет лучше сосредоточиться, если в месте поклонения не будет ничего, отвлекающего его внимание. Все дело в темпераменте. В том, чтобы предпочесть один или другой, нет ничего плохого. Суфий видит многообразие форм, как многообразие идеалов. Он не придает значения внешнему выражению. Если за поклонением стоит искренний дух, если у человека настоящее чувство, то форма поклонения не играет роли.
http://wahiduddin.net/mv2/IX/IX_36.htm

Способ, которым возносится молитва, имеет мало значения, если только чувство правильное. Фундаменталисты и ортодоксы всего мира враждуют между собой, каждый утверждая, что “наш способ молиться самый лучший. Наша церковь - самая лучшая. Наш храм лучший. Наш ритуал - лучший. А все остальные заблуждаются”; не зная, что в доме Бога не спрашивают: “К какой церкви ты принадлежал, к какому храму?,” но спросят: “Насколько искренни были твои молитвы?”
~~~ "Supplementary Papers, Religion ", by Hazrat Inayat Khan (unpublished)

Природа учит каждую душу тому или иному способу поклонения Богу и часто предоставляет наиболее подходящий. Те, кто желает, чтобы один закон управлял всем, утратили перспективу духа в своей собственной религии. И обычно такие идеи можно наблюдать у людей, которые не изучили свою собственную религию. Если бы они только выучили свою собственную религию, как бы терпимы они стали бы, как бы свободны от любой неприязни в отношении религии других!
Так же и со способом поклонения. Не играет роли, как, каким образом человек выражает свое уважение и почтение божеству, которому поклоняется. Важна лишь искренность его поклонения. В одном доме Бога мы обнаруживаем, что никто не носит шапок, а в Индустане, Персии или Аравии специально надевают тюрбаны, прежде чем идти в мечеть. Таков их обычай. Нет никакой разницы, если один молится стоя, другой сидя, третий на коленях, а четвертый простираясь ниц, кто-то в компании других людей, а кто-то в одиночестве. Все, что имеет значение - так это то, что сердце молящегося чисто, ум соединен с Богом, присутствует искренность и серьезность.
http://wahiduddin.net/mv2/VII/VII_2.htm