close

Кликните на ваш файл

#

РОССИЙСКИЙ ФОНД

ИЗУЧЕНИЯ НАСЛЕДИЯ ХАЗРАТ ИНАЙЯТ ХАНА

О Хазрат Инайят Хане

Хаз­рат Инай­ят Хан, — ве­ли­кий ин­дий­ский мыс­ли­тель и му­зы­кант ро­дил­ся в 1882 го­ду в Ин­дии, в за­ме­ча­тель­ной, му­зы­каль­ной семье. Его ве­ли­кий дед Ма­ула Бакхш ос­но­вал в Ба­ро­де пер­вую Му­зы­каль­ную Ака­де­мию Ин­дии и изоб­рел нот­ную сис­те­му, что поз­во­ли­ло сох­ра­нить ми­ро­вой куль­ту­ре мно­гое из му­зы­каль­но­го нас­ле­дия Ин­дии. Об­ла­дая тон­костью и ши­ро­той вос­при­ятия, Хаз­рат Инай­ят Хан и вос­хи­щал­ся сов­ре­мен­ной ци­ви­ли­за­ци­ей, при­шед­шей с За­па­да, и очень яс­но чувс­тво­вал опас­нос­ти для об­ще­че­ло­ве­чес­ких ду­хов­ных цен­нос­тей. Осо­бен­но то, что За­пад­ная куль­ту­ра мо­жет ус­тра­нить ду­хов­ное из­ме­ре­ние из че­ло­ве­чес­кой жиз­ни, и, по­это­му, нес­мот­ря на все те но­вые воз­мож­нос­ти, ко­то­рые она соз­да­ла, все же мо­жет раз­ру­шить или под­вер­гнуть опас­нос­ти что-то в че­ло­ве­чес­кой ду­ше.

По­ми­мо это­го, Хаз­рат Инай­ят Хан яс­но соз­на­вая пре­иму­щес­тва тех­ни­чес­ко­го прог­рес­са и за­пад­но­го об­ра­за жиз­ни, ко­то­рое на­чи­на­ло до­ми­ни­ро­вать в ми­ре, ви­дел так­же и вто­рую опас­ность — это опас­ность на­ци­ональ­ной, ре­ли­ги­оз­ной роз­ни и край­не­го ин­ди­ви­ду­ализ­ма.

Инай­ят Хан счи­тал, что все фор­мы ис­кусс­тва бу­дут нак­ла­ды­вать свой ин­ди­ви­ду­аль­ный от­пе­ча­ток на на­ше вос­при­ятие, и лишь му­зы­ка нап­ря­мую, ми­нуя вер­баль­ный и об­раз­ный уро­вень, об­ра­ща­ет­ся не­пос­редс­твен­но к глу­би­нам на­шей пси­хи­ки. «Му­зы­ка сто­ит пе­ред ду­шой, не соз­да­вая ни­ка­ко­го от­пе­чат­ка, ни­ка­кой фор­мы, при­хо­дя­щей из это­го внеш­не­го ми­ра, та­ким об­ра­зом под­го­тав­ли­вая ду­шу к осоз­на­нию бес­ко­неч­нос­ти».

Инай­ят Хан чувс­тво­вал, что му­зы­ка в та­ком мис­ти­чес­ком зна­че­нии, бу­ду­чи так­же вы­со­чай­шим ис­кусс­твом, — это уни­вер­саль­ный спо­соб эс­те­ти­чес­ко­го приб­ли­же­ния к мис­ти­чес­ко­му осоз­на­нию жиз­ни.

Инай­ят Хан счи­тал, что му­зы­ка спо­соб­на под­нять лю­дей над опас­нос­тя­ми на­ци­ональ­ной и ре­ли­ги­оз­ной роз­ни и объ­еди­нить их на уров­не ду­хов­нос­ти или об­ще­че­ло­ве­чес­ких цен­нос­тей. Хаз­рат Инай­ят Хан хо­тел до­ба­вить из­ме­ре­ние ду­ши к жиз­ни сов­ре­мен­но­го че­ло­ве­ка. Это бы­ло его убеж­де­ни­ем, и во имя это­го убеж­де­ния он по­ки­нул Ин­дию и в 1910 го­ду от­пра­вил­ся в пу­те­шес­твие по За­пад­но­му ми­ру, где, в соп­ро­вож­де­нии сво­их брать­ев, стал да­вать кон­цер­ты ин­дий­ской клас­си­чес­кой му­зы­ки.

Од­на­ко его му­зы­ка в Ев­ро­пе и Аме­ри­ке не про­из­ве­ла ожи­да­емо­го ре­зуль­та­та. Чис­то ар­тис­ти­чес­ки, его му­зы­ка по­лу­чи­ла са­мое боль­шое приз­на­ние во Фран­ции, а ан­гли­ча­не и аме­ри­кан­цы оце­ни­ли толь­ко ди­ко­вин­ность ин­дий­ской му­зы­ки.

И лишь в Рос­сии, где Инай­ят Хан мно­го выс­ту­па­ет, близ­ко схо­дит­ся с ком­по­зи­то­ром Скря­би­ным, зна­ко­мит­ся с Рах­ма­ни­но­вым, го­то­вит к пос­та­нов­ке ба­лет «Ша­кун­та­ла», здесь же у не­го ро­ди­лась дочь Ну­ру­нис­са, ко­то­рая во вре­мя вто­рой ми­ро­вой вой­ны ста­нет Ге­ро­ем фран­цуз­ско­го Соп­ро­тив­ле­ния, обоз­на­чи­лось по­ни­ма­ние его му­зы­ки, ибо, как он го­во­рил: «У рус­ских за­пад­ный ум, но вос­точ­ная ду­ша», но на­чав­ша­яся пер­вая ми­ро­вая вой­на, при­ну­ди­ла его по­ки­нуть Рос­сию.

По­ми­мо му­зы­каль­ных выс­туп­ле­ний, Инай­ят Хан выс­ту­па­ет с лек­ци­ями, где он объ­яс­ня­ет свою му­зы­ку и от­ве­ча­ет на мно­го­чис­лен­ные воп­ро­сы, та­ким об­ра­зом, по­яв­ля­ют­ся 13 то­мов его Лек­ций. Де­сять из них пе­ре­ве­де­ны и из­да­ны в Рос­сии, еще три то­ма го­то­вят­ся к из­да­нию.

В на­ча­ле 20-х гг., пок­лон­ни­ки его та­лан­та, раз­де­ля­ющие его фи­ло­соф­ские убеж­де­ния, ор­га­ни­зу­ют Меж­ду­на­род­ное Су­фий­ское Дви­же­ние, цель ко­то­ро­го по­мочь че­ло­ве­чес­тву и прос­то че­ло­ве­ку в фор­ми­ро­ва­нии гу­ма­нис­ти­чес­ко­го ми­ро­воз­зре­ния, в нравс­твен­ном и ду­хов­ном со­вер­шенс­тво­ва­нии, что ос­но­вы­ва­ет­ся на единс­тве ре­ли­ги­оз­ных Иде­алов, сво­бо­де от догм и сня­тии на­ци­ональ­ных, ре­ли­ги­оз­ных про­ти­во­ре­чий. То есть в ос­но­ва­ние по­ло­жен прин­цип: «Все лю­ди — братья, весь мир — моя Ро­ди­на, Ис­ти­на — моя ре­ли­гия».

Та­ким об­ра­зом, он зак­ла­ды­ва­ет фун­да­мент но­вой идеи еди­не­ния лю­дей, при­над­ле­жа­щих раз­ным куль­ту­рам и ре­ли­ги­ям, идеи «еди­не­ния, ко­то­рое яв­ля­ет­ся ос­но­ва­ни­ем все­го су­ще­го».

Наверх к списку разделов