close

Кликните на ваш файл

#

РОССИЙСКИЙ ФОНД

ИЗУЧЕНИЯ НАСЛЕДИЯ ХАЗРАТ ИНАЙЯТ ХАНА

#

Су­фий­ское Пос­ла­ние — это Пос­ла­ние Единс­тва, Ду­хов­ной Сво­боды, Люб­ви, Гар­мо­нии и Кра­соты, пред­назна­чен­ное все­му че­лове­чес­тву. Его целью яв­ля­ет­ся не нап­ра­вить ищу­щих на но­вый путь, но про­будить их к сле­дова­нию пу­тём, пред­назна­чен­ным им.

Ис­ти­на еди­на, ина­че быть не мо­жет. Сле­дова­тель­но, Су­фий на­ходит свет и лю­бовь Бо­жес­твен­но­го Во­дитель­ства, скры­тые во всех име­нах и фор­мах.

Хаз­рат Инай­ят Хан

От­кры­тая дверь

Сло­во Су­фий, сог­ласно гре­чес­кой и араб­ской эти­моло­ги­ям, оз­на­ча­ет с од­ной сто­роны — «муд­рость», с дру­гой — «чис­то­ту». Впро­чем, обе кон­цепции пред­по­лага­ют один и тот же иде­ал. Муд­рость при­сутс­тву­ет толь­ко там, где ум очи­щен от пред­взя­тых идей, на­вяз­чи­вых дог­ма­тичес­ких мыс­лей бес­по­кой­но­го соз­на­ния. Что ка­са­ет­ся про­ис­хожде­ния Су­физ­ма, мож­но ска­зать, что он та­кой же древ­ний как и кон­цепция муд­рости и чис­то­ты, ко­торые всег­да бы­ли вдох­но­вени­ем для пре­дан­но­го пок­ло­нения в те­чение мно­гих ве­ков. Су­физм не культ, не шко­ла те­оло­гии. Су­физм — это от­кры­тая дверь, от­но­шение са­мой ис­крен­ней сим­па­тии ко всем ве­рова­ни­ям. Как са­мая сущ­ность всех ре­лигий, Су­физм вы­соко це­нил­ся об­ширны­ми куль­тур­ны­ми и ре­лиги­оз­ны­ми кру­гами в те­чение раз­личных пе­ри­одов ис­то­рии, но ни­ког­да не те­рял сво­ей ин­ди­виду­аль­нос­ти.

При про­из­не­сении сло­ва Су­физм, «изм» име­ет тен­денцию к ог­ра­ниче­нию по­нима­ния муд­рости, ко­торая на са­мом де­ле вне ог­ра­ниче­ний, и ни­ког­да не смо­жет быть отож­дест­влён­ной толь­ко с од­ним ве­рова­ни­ем, нес­мотря на то, что в ми­ре су­щес­тву­ет столь­ко же опи­саний муд­рости, сколь­ко су­щес­тву­ет ищу­щих на пу­ти. Воз­можно ис­ти­ну мож­но осоз­нать, но её ни­ког­да нель­зя ощу­тить ве­щес­твен­но, и бо­лее то­го, она не мо­жет быть пред­ме­том оп­ре­деле­ния. Сле­дова­тель­но, для то­го, кто ис­тинно мудр, су­щес­тву­ет толь­ко ре­аль­ность ис­ти­ны, вне всех умоз­ри­тель­ных объ­яс­не­ний.

Как толь­ко че­ловек пы­та­ет­ся дать оп­ре­деле­ние абс­трак­тно­му по­нятию, он по­пада­ет­ся в плен сво­их собс­твен­ных мыс­лей, ко­торые ввер­га­ют его в ги­поте­тичес­кие опи­сания, и че­ловек выс­тра­ива­ет свою собс­твен­ную ил­лю­зию, ко­торая сме­шива­ет­ся со мно­жес­твом по­лучен­ных ра­нее; и вмес­те со мно­гочис­ленны­ми впе­чат­ле­ни­ями и вли­яни­ями, она соз­да­ёт свой мир ума. За­тем, при по­пыт­ке об­ра­тить свою ве­ру и по­нима­ние в сло­ва, воз­ни­ка­ет тен­денция от­кло­нения от ис­ходной идеи, ко­торая са­ма яв­ля­лась толь­ко про­из­воль­ной кон­цепци­ей, и это ре­зуль­тат все­го то­го, что так час­то пред­став­ля­ет­ся единс­твен­ной и не­поко­леби­мой ис­ти­ной.

Для Су­фия мно­жес­тво ре­лиги­оз­ных имён и форм яв­ля­ют­ся толь­ко ву­аля­ми, пок­ры­ва­ющи­ми фе­номен Пу­тевод­но­го Ду­ха, про­яв­ленно­го на всех уров­нях эво­люции. Это объ­яс­ня­ет то, что од­ним из глав­ных иде­алов Су­фия яв­ля­ет­ся про­буж­де­ние ши­роко­го кру­гозо­ра, с бо­лее глу­боким ви­дени­ем не­пони­мания, ко­торое раз­де­лило ис­крен­них пос­ле­дова­телей раз­личных куль­тур­ных и ре­лиги­оз­ных тра­диций.

Все ре­лигии в сво­ём про­ис­хожде­нии яв­ля­ют­ся Бо­жес­твен­ный вдох­но­вени­ем, но, по­доб­но об­ра­зу во­ды, на­пол­нившей раз­лично ок­ра­шен­ные со­суды из стек­ла, до тех пор по­ка Бо­жес­твен­ное вдох­но­вение пе­реда­ёт­ся че­лове­чес­ки­ми мыс­ля­ми, оно при­об­ре­та­ет об­раз че­лове­чес­ко­го мыш­ле­ния. И по­том мы на­зыва­ем од­ну ре­лигию Ин­ду­из­мом, дру­гую Буд­дизмом, третью Зо­ро­ас­триз­мом, в то вре­мя как дру­гие на­зыва­ют ре­лигии И­уда­из­мом, Хрис­ти­анс­твом, Ис­ла­мом, так же как и все дру­гие ре­лиги­оз­ные кон­фессии, ве­домые и не­ведо­мые ми­ру.

Су­фий, по оп­ре­деле­нию, это ре­лиги­оз­ная ду­ша, чья при­рода сос­то­ит в том, что­бы ос­во­бодить­ся от на­вязан­ных те­орий, и кто дей­стви­тель­но осоз­на­ёт, что эта жизнь оп­ре­делён­но не яв­ля­ет­ся тем, что, че­ловек о ней ду­ма­ет. Для Су­фия жизнь яв­ля­ет­ся про­жива­ни­ем не толь­ко на уров­не фи­зичес­ко­го опы­та, не толь­ко на уров­не мыс­лей и чувств, но так­же, что са­мое важ­ное, на бо­лее вы­соком уров­не соз­на­ния, где боль­ше не су­щес­тву­ет барь­ера, от­де­ля­юще­го ре­аль­ность от ил­лю­зии. На этом уров­не соз­на­ния нет боль­ше ог­ра­ниче­ний и про­тиво­полож­ностей, нет мес­та для ду­алис­тичных умо­зак­лю­чений о Бо­жес­твен­ном, ког­да в по­пыт­ке объ­яс­нить Бо­га, че­ловек толь­ко выс­тра­ива­ет свою собс­твен­ную кон­цепцию, ог­ра­ничен­ную до раз­ме­ра его собс­твен­но­го ми­ра ума.

Дру­гая те­ма Су­фий­ско­го уче­ния — это ал­хи­мия счастья, ко­торая, как мы зна­ем из ска­зоч­ных ис­то­рий, яв­ля­ет­ся вол­шебной фор­му­лой для прев­ра­щения неб­ла­город­но­го ме­тал­ла в зо­лото. Эта мис­ти­чес­кая ле­ген­да очень кра­сиво сим­во­лизи­ру­ет фун­да­мен­таль­ный прин­цип Су­фий­ской Внут­ренней Шко­лы, где с боль­шим поч­те­ни­ем от­но­сят­ся к тре­ниров­ке эго на тер­нистом пу­ти, из­вес­тном как путь лич­ности, и где лож­ное отож­дест­вле­ние и ил­лю­зор­ное же­лание яв­ля­ют­ся пре­пятс­тви­ем для от­кры­тия Бо­жес­твен­но­го При­сутс­твия, скры­того как жем­чу­жина в сер­дце че­лове­ка. Это тре­бу­ет пос­то­ян­ных уси­лий в пос­те­пен­ном прев­ра­щении ха­рак­те­ра в жи­вой при­мер муд­рости, и, та­ким об­ра­зом, в пос­ланни­ка счастья брать­ям и сёс­трам всех ве­рова­ний.

Счастье, ко­торое яв­ля­ет­ся пра­вом от рож­де­ния, хо­тя мы не всег­да осоз­на­ём эту при­виле­гию, при­сутс­тву­ет в том объ­ёме, нас­коль­ко сам че­ловек ста­новит­ся ис­точни­ком счастья для ок­ру­жа­ющих, че­рез по­пыт­ку оце­нить доб­рое в дру­гих лю­дях, и не за­мечать то, что при­носит бес­по­кой­ство, ког­да не сов­па­да­ет с его собс­твен­ным пред­став­ле­ни­ем; че­рез по­пыт­ку по­нять точ­ку зре­ния дру­гих, да­же ес­ли она про­тиво­полож­на его собс­твен­ной; и че­рез по­пыт­ку нас­тро­ить се­бя на ритм каж­до­го, встре­тив­ше­гося на пу­ти, и в чь­ём при­сутс­твии мо­жет зак­лю­чать­ся урок, ко­торый сле­ду­ет ус­во­ить.

Хаз­рат Инай­ат Хан при­шёл к нам с пос­ла­ни­ем Ду­хов­ной Сво­боды, от­крыв, та­ким об­ра­зом, ис­тинную при­роду ду­хов­ности, как не­отъ­ем­ле­мой сво­боды мыс­ли и чувс­тва. Дру­гое ве­ликое уче­ние на­шего Мас­те­ра — это Единс­тво Ре­лиги­оз­ных Иде­алов, что ос­во­бож­да­ет от мыс­лей та­кого со­дер­жа­ния как «моя ре­лигия», в про­тиво­полож­ность «тво­ей ре­лигии». Ре­лигия на­шего вре­мени пред­назна­чена для то­го, что­бы стать ре­лиги­ей сер­дца, и так как сер­дец в ми­ре мно­го, по­яв­ля­ет­ся мно­жес­тво ре­лиги­оз­ных иде­алов, при­шед­ших из од­но­го ис­точни­ка, где пре­быва­ет муд­рость и чис­то­та. Ког­да две­ри хра­ма сер­дца от­кры­ты, че­ловек об­на­ружи­ва­ет се­бя ли­цом к ли­цу с жи­вым Бо­гом внут­ри, что про­буж­да­ет сми­рение.

Пос­ла­ние Люб­ви, Гар­мо­нии и Кра­соты, по­доб­но Бо­жес­твен­но­му по­току ду­хов­ной эво­люции, ко­торый ус­трем­ля­ет­ся впе­рёд че­рез на­шу пов­седнев­ную жизнь, и это про­буж­де­ние к чис­то­те и муд­рости яв­ля­ет­ся ис­тинной сущ­ностью то­го, что по­нима­ет­ся под тер­ми­ном «Су­фий».

Наверх к списку разделов